Основные стороны учения Мертона
Страница 1

Другим представителем структурного функционализма является Р. Мертон (1910-2003). Главную суть своего подхода он выразил понятием «функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими их функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в конкретных объектах и фактах. Задача социолога – просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения последствия функций. Функция – это те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде. Ее противоположностью выступает дисфункция – те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде. В проявлении функции может быть две формы: явная и скрытая (латентная). В том случае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, проявляется явная функция. Именно так она осознается участниками поведенческой системы или ситуации. Скрытая функция этих проявлений не имеет.

Мертон выделяет три ключевых условия (требования) функционального анализа: «функциональное единство», функциональная универсальность», «функциональная принудительность». Функциональное единство социологического анализа определяется в бесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своей функциональной определенности являются интегрирующими факторами социальной жизни. Функциональные качества универсальны и представлены во всех формах культуры, что легко увидеть при их анализе. Они носят императивный, принудительный характер в первую очередь для всех общественных институтов, хотя это может проявляться по-разному. В целом функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизированным объектам, которыми могут быть повторяющиеся и типовые явления, характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальные процессы, институционные объекты, социальные структуры, средства социального контроля).

Мертон сосредоточил свои усилия на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной жизни, – отклоняющегося поведения и аномии. Девиантное (отклоняющееся) поведение – это исторически возникающее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным и фактически сложившимся нормам. Аномия – это совокупность нарушений в нормативной системе общества, выражающихся в отрицании социальных норм или слабом их регулирующем воздействии на индивидов и являющихся основой отклоняющего поведения. Социальная аномия представляет собой особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризируется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Причина аномии – противоречие между господствующими в обществе индивидуалистическими «нормами-целями» культуры (стремления к богатству, власти, успеху, выступающие в качестве установок и мотивов личности) и существующими институтами, санкционированными средствами достижения этих целей, которые практически лишают подавляющее большинство людей возможности реализовать поставленные цели законным путем. Это противоречие лежит в основе преступности, апатии и разочарования в жизни. Оно есть всеобщий конфликт, типичный для индустриального общества.

Все виды социального поведения, в зависимости от того, принимает человек культурные нормы или нет, Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации:

1. конформизм (приспособление), когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (лояльные, спокойные и законопослушные граждане);

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Особенности отношения современной молодежи к браку
Отношение к любви и браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современн ...

Межличностная идентификация (онтогенез и бытие).
В онтогенезе личности овладение идентификацией как способностью приписывать свои особенности, склонности и чувства другим (экстрариоризационная идентификация), как способностью приписывать себе особенности, склонности и чувства других, а ...

Борьба за сферы влияния
В каждой стране, становящейся на путь индустриального развития, разразились ожесточенные кровавые войны между промышленными и коммерческими группами Второй Волны и землевладельцами Первой Волны, часто в союзе с церковью (тоже являющейся к ...