В поисках цивилизационной модели
Страница 2

Интеграция, консолидация мирового сообщества назрела объективно, потребность в ней существует, но западный глобализм - далеко не самый лучший ее вариант и в подтверждение этого можно было бы привести массу весомых доводов. Интеграция необходима, но она должна иметь несколько иное наполнение.

Любое действие порождает равное ему противодействие не только в физике. Ясно, что остальной мир не согласится с отведенной ему ролью и окажет посильное сопротивление экспансии глобализации. Но для этого он должен сначала организоваться, выработать эффективный геополитический идеал - альтернативу западному глобализму, что является (в силу ряда объективных причин - например, существенного различия в культурах разных народов) весьма сложной задачей.

Стратегически неверной в настоящих условиях является и ориентация общества на такую "глобальную" цель, как "прорыв к устойчивому экономическому развитию". Глобальная цель должна быть по-настоящему глобальной, а экономика - это всего лишь средство, инструмент для достижения этой цели и ее структура и параметры должны подстраиваться под эту цель. Нам необходимо, наконец, понять, что причина всех человеческих неурядиц и проблем скрыта не в экономике, но в самом человеке, в его мышлении (ведь очевидно же, что абсолютно все, что делает человек, неизбежно проходит через его психику, мышление - причем проходит до того, как воплощается в конкретное действие). Глубинная и постоянная причина всех человеческих невзгод заключается в естественном несовершенстве человека, обусловленном объективными законами развития познания, а не в том или ином общественном строе, в применении тех или иных экономических методов. Эти методы ведь тоже целиком продукт человеческого мышления, а значит - несовершенны. Сделать их более совершенными можно лишь через новое знание.

Необходимо, наконец, понять, что нам, людям, плохо и неуютно потому, что мы живем по искусственным, несовершенным, противоречивым и порождающим противоречия законам - законам потребления. И в соответствии с этими законами мы обречены поедать друг-друга, потому что наши нынешние замшелые представления ориентируют нас на одно: поедать все, что вокруг нас (и неважно, как мы собираемся это делать - коллективно или в частном порядке). А с учетом того, какие зубы у нас выросли . О перспективах говорить как-то не хочется.

Подчеркнем еще раз: экономика несовершенна не потому, что это либеральная экономика капитализма или плановая экономика социализма - она несовершенна по той причине, что несовершенен человек, ее творец, несовершенны его представления о мире, причем в первую очередь фундаментальные, мировоззренческие представления. Отсюда вывод: главная проблема, стоящая сейчас перед человечеством отнюдь не экономическая, но мировоззренческая, научно- познавательная, с нее надо начинать. У всех наших проблем экономические ветви, но мировоззренческие корни. СФКМ дает решение всех проблем человека (и экономических в том числе) исключительно в "человеческой" плоскости.

Осознает ли человек свое истинное предназначение в этом мире? В определенной степени - да, аналогичные идеи высказывались давно, но дальше красивых деклараций и общих рассуждений дело пока не шло. И это вполне закономерно - до сих пор не существовало конкретного механизма внедрения этой идеи в жизнь. Не существовало соответствующей строгой научной теории, в рамках которой решалась бы эта задача. Теории не абстрактной, но такой, которая являлась бы естественным продолжением, этапом в развитии познания, не какой-то отвлеченной концепции, но метода, переводящего в новое состояние всю науку.

Отсутствовали и некоторые другие важные условия. Например, земная цивилизация не достигала прежде той критической плотности экономических и культурных связей, которые обусловливают достаточную степень целостности системы (а без этого нет смысла говорить о преобразовании ее как целого). Не был до какого-то момента достигнут и необходимый порог технологического развития. Да и не было, в конечном счете, столь высокой концентрации тяжелейших, глобальных проблем.

Теперь все это есть. И есть громадная потребность в принятии какого-то принципиального решения в отношении судеб нашего мира.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Идентификация как механизм социализации и индивидуализации личности
Происхождение механизма идентификации. Элементарною идентификацию - уподобление - мы можем найти в любом сообществе стадных (стайных) животных. Во-первых, детеныши имитируют действия, формы поведения взрослых особей. Среди приматов мы наб ...

Статистика смертности населения злоупотреблявших алкоголем за последние несколько лет
Население Дальнего Востока занимает второе место среди федеральных округов России по количеству хронических алкоголиков. Проблема хронического алкоголизма особо остро стоит в Сибирском федеральном округе, за ним следует Дальневосточный фе ...

Методика исследования «Проблема трудоустройства моряков во время кризиса»
В связи уменьшением количества рабочих мест на предприятиях, находящихся на территории Российской Федерации и увеличением количества желающих стать моряками, с момента начала экономического кризиса, нами было проведено исследование «Пробл ...