Огюст Конт как основоположник позитивной социологииСтраница 2
.
Социальная статика, согласно Конту, включает в себя общественные институты и отношения, которые являются основой существования любого общества, без которых невозможно нормальное функционирование общества. Это индивид, семья, общество, разделение труда и частная собственность, солидарность или консенсус. Конт считал, что должно осуществляться разделение властей не на законодательную, исполнительную и судебную, а на мирскую и духовную, при этом духовная власть в обществе будущего должна принадлежать учёным, а мирская – «индустриалам». Социальная динамика согласно Конту – это прогресс, происходящий согласно закону трёх стадий и осуществляемый под влиянием стремления к улучшению заложенного в человеческой природе.
Другим важным принципом позитивной философии О. Конта была опора на здравый смысл
. Полученные закономерности должны были проверяться не столько при помощи некой абстрактной и умозрительной логики, сколько при помощи здравого смысла. Этот же самый здравый смысл и должен быть мерилом полученных результатов. Несмотря на привлекательность этого метода к социальным наукам он оказался применим лишь с определёнными оговорками (зато в естественных науках он прижился и эти науки, начиная с середины XIX в. так же иногда назывались позитивными или положительными). Основной проблемой применения позитивного метода в социальных, да и вообще в гуманитарных науках, оказалась неопределённость того, что понимается под в них под фактом. Для того, чтобы раскрыть это утверждение необходимо вспомнить, что в английском и французском языках понятие «здравый смысл» дословно переводится как «общее чувство», то есть некое чувство которое испытывается всеми. И если по отношению к фактам из мира физического это «общее чувство» является действительно всеобщим и при этом достаточно устойчивым во времени, то в мире психическом и в мире социальном факт неразрывно связан с интерпретацией и оценкой. И при этом эта интерпретация еще и меняется со временем. К сожалению, Конт, описывая изменение мировоззрения от стадии к стадии, не отследил изменение понятия здравого смысла, и в качестве эталона здравого смысла положил современные ему представления. Это сделало позитивизм очень популярным в XIX в., но это же и привело к его кризису в XX в. Сам Конт скорее всего догадывался об этих недостатках своего метода, и старался их исправить, особенно в последние годы своей деятельности. Для этого Конт ввёл в свою теорию понятие о субъективном, и если первоначально это было всего лишь ориентация построения теорий на потребности человека, то в последствии это понятие расширилось, но при этом стало столь запутанным, что даже не все ученики могли его понять, что привело к расколу в позитивистском движении, К сожалению труды Конта, в которых он раскрывает понятие субъективного соотносительно с позитивным методом не переведены на русский язык.
Хотя Конт и призывал к повсеместной опоре на эксперимент и опытные данные, он сам оставался кабинетным учёным. Так же он отрицательно относился к проведению социологических экспериментов, возможно, потому что считал искусственное вмешательство в социальные системы, приведёт к искажению полученных результатов. Такой подход привёл Конта к построению новых принципов взаимодействия теории и практики
, которые применительно к социальной сфере он рассматривал как взаимоотношение науки и искусства
. Если в сфере взаимодействия человека и природы возможен чистый эксперимент, то в социальной сфере позитивная теория и практика должны соотноситься между собой как наука и искусство, то есть не противоречить друг другу, а дополнять [3, стр. 98-108]. При этом позитивная теория в социальной сфере должна решать стратегические задачи, а социальная практика должна осуществляться через искусство и образование. При этом социальная философия должна заниматься формированием новой социальной морали
Статьи по теме:
Заключение.
Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традици ...
Организация деятельности детей в детских оздоровительных лагерях. Детский оздоровительный лагерь как форма
организации досуга детей и подростков
Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федер ...
Проблемы и перспективы реализации реабилитационного досуга для детей группы
риска.
Реабилитационный досуг для детей группы риска является сравнительно молодой и довольно перспективной профилактической отраслью. В его концепции содержатся новаторские идеи, которые заставляют пересмотреть традиционные взгляды на профилакт ...