Классификация социальных технологийСтраница 3
Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:
– степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);
– масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);
– сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);
– степень зрелости социальных объектов;
– инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;
– область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;
– уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);
– цель, реализуемая в результате применения данной технологии.
Вопрос о классификации социальных технологий является сложным и дискуссионным. Как к разработке, так и типизации социальных технологий существуют различные подходы. Они диктуются не только различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, но и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.
Например, В.В. Богдан и В.Н. Иванов предлагают следующую классификацию социальных технологий:
– технологии поиска стратегии управления;
– технологии социального моделирования и прогнозирования;
– информационные технологии;
– внедренческие технологии;
– обучающие инновационные технологии;
– технологии прошлого опыта.
Академик МАИ В.И. Банерушев, принимая в качестве основания для классификации уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:
– глобальные технологий;
– демографические;
– экономические;
– военные;
– технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.
Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:
– социально-экономические;
– социально-политические;
– социальные;
– духовные.
Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.
Статьи по теме:
Показатели потребления населением товаров и услуг
В структуре потребления выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары), услуги материальные (ремонт одежды, обуви, предметов бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (медицинские, образовате ...
Социальный институт: сущность, качества, виды, функции
Общество как целостная система представляет собой сложное сочетание различных видов связей, которые в свою очередь распадаются на экономические (производственные финансовые, торговые, потребительские, и т.д.), политические, правовые, куль ...
Понятие социальной организации
Среди элементов структуры общества важное место принадлежит социальным организациям. Это понятие многозначно. В социологической литературе говорят о нескольких его значениях.
Во-первых, социальную организацию рассматривают как элемент ст ...