Проблема абсорбции русских иммигрантов в Израиле
Страница 2

Информация » Проблема абсорбции русских иммигрантов в Израиле

Сравнивая иммиграцию 80 – 90-х годов с иммигрантами 70-х годов, можно выделить ряд специфических особенностей. Следует учесть, что все иммиграции проходили в совершенно разные периоды внутриполитического развития страны выезда. Для 70-х годов характерно большое наличие среди иммигрантов активистов сионистского движения («узников Сиона», отказников и др.). Сионизм в бывшем СССР официально рассматривался как подрывная враждебная идеология, и до конца 80-х годов сионистская деятельность в СССР была запрещена. Иммигранты 70-х годов, в определенной мере, стремясь на «землю обетованную», выражали протест в связи с положением евреев в СССР (религиозные, политические, культурные ограничения и запреты), а также с проявлением антисемитизма в той или иной форме.

Конец 1989 г. ознаменовался началом распада СССР, многочисленными тенденциями противоположного характера: с одной стороны, демократизация общества, либерализация экономики, свобода слова и печати; возможность возрождать свои культурные, религиозные, исторические традиции; создавать систему еврейского образования и воспитания; с другой, – как в России, так и в других республиках бывшего СССР эти процессы сопровождались экономическими, политическими, национальными и этническими кризисами и конфликтами; ухудшением уровня жизни, нестабильностью обстановки и бесперспективностью.

В результате для иммиграции конца 80-х – 90-х годов характерно наличие большинства людей, стремившихся любой ценой покинуть свою страну, спасаясь от опасностей и безнадежности. В данной ситуации Израиль был для них страной, безоговорочно предоставлявшей свою помощь. Иммиграция происходила, прежде всего, не по сионистским убеждениям, а из-за сложных и трудных жизненных обстоятельств, с которыми репатрианты сталкивались у себя дома. В отличие от иммиграции предыдущей «волны» репатрианты представляли собой людей далеких от еврейской религии, культуры, традиций, языка, сионистской идеологии, истории своего народа, практически безразличных (особенно молодежь) к проблемам еврейского самосознания. У большинства отсутствовало чувство солидарности с евреями Израиля и многие состояли в смешанных браках, не признавались евреями по строгим канонам иудаизма.

Для иммигрантов последней «волны» характерен большой процент репатриантов из бывших советских республик – Украины, Молдавии, Грузии, в связи с ухудшением экономического и политического положения в этих регионах; практически полностью отсутствие сионистских или религиозных причин: подавляющее большинство иммигрантов – светские евреи, часть из них (по данным опросов) «соблюдают традиции». Одним из основных доводов репатриации в первую очередь было опасение и боязнь политической, экономической нестабильности и экологических катастроф в странах СНГ. Существенной причиной стало резкое ухудшение экономического положения, жизненных условий, массовая безработица в ряде регионов СНГ. По данным опросов среди причин отъезда, одной из центральной, выделялось стремление иметь «будущее для своих детей».

Характерно, что среди аргументов в пользу репатриации у иммигрантов 80 – 90-х годов, в гораздо меньшей степени звучали причины, связанные с проявлением антисемитизма, что было характерно для алии 70-х годов. В среде научной интеллигенции, по данным опросов, высказывалось острое желание реализовать на практике свои профессиональные знания и способности; внедрить уже имеющиеся планы, идеи, наработки, проекты и т.д.

В целом иммигранты 80 – 90-х годов были менее идеологизированы по сравнению с предыдущей волной, имели более четкий прагматичный подход, определявший причины и цели их переезда в Израиль. Особенность иммиграции последней «волны» – социально-психологическая связь и идеологические воззрения, тесно связанные с одной стороны, с концепциями коммунистического периода и, с другой – с последствиями столкновений постперестроечной идеологии с западными ценностями. Иммиграция конца 80 – 90-х годов была большим испытанием для Израиля: она привнесла в страну огромные человеческие ресурсы, оказала глубокое воздействие не только на его экономику, политику, культуру, но и на все общество в целом, создав своеобразный параллельный «русскоязычный мир».

Для иммигрантов из СССР/СНГ характерен высокий образовательный уровень: большое число дипломированных специалистов и ученых с научными степенями. Среди русскоязычных репатриантов 40,5% имеют общий стаж обучения 13 лет и более, тогда как у израильтян этот показатель значительно ниже – 24,2%. Если, например, 60% иммигрантов – с высшим образованием (научные сотрудники, инженеры, представители свободных профессий и др.), то у израильтян эта категория составляет – 28%7. В результате последней «волны» иммиграции, население Израиля не только увеличилось на 13%, но и на 41% возросло число научной интеллигенции, выведя Израиль а первое место в мире по числу ученых на душу населения: 133 – на 10 тыс. человек. По израильским статистическим данным профессиональная структура иммигрантов представляется следующей: 73 тыс. инженеров (вдвое больше, чем инженеров–израильтян), 15,2 тыс. врачей и дантистов (практически равнозначно количество врачей-израильтян) 16,1 тыс. медсестер, 33,6 тыс. учителей, 11,7 тыс. ученых, 15,1 тыс. музыкантов, артистов, писателей, журналистов и представителей других творческих профессий8.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Роль семьи в социализации ребенка
Многие отечественные исследователи отмечали, что семья является той микросредой, где ребенок получает чувственный опыт. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или ...

Сущность процесса наблюдения, как способа получения социологической информации
Исследуя подобный вопрос крайне важно различать обычное наблюдение, которое встречается в жизни каждого человека, даже с применением каких-либо анализирующих приемов, и наблюдения, как способа получения социологической информации. Я, в св ...

Краткая социологическая характеристика некоторых наиболее опасных сект, действующих за рубежом и в нашей стране
Секты существуют столько же, сколько существует христианство. Из истории христианства мы знаем, что с самого начала бытия христианской Церкви стали появляться гностические секты, а затем монтанизм, манихейство и т.п. Сектантское искушение ...