Девиация у подростков

Психология девиантного поведения, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному решению этой острой социальной проблемы.

Специфичность воздействия социальных факторов на поведение подростков заключается в их опосредованном позитивном и негативном влиянии через ближайшее окружение. Углубленный анализ связей между обобщенно-абстрактными константами и конкретными жизненными ситуациями показал, что в жизненных ориентациях подростков многое обусловлено их семейной ситуацией.

Так, корреляция статистической картины девиаций подростков со статистической картиной семейного неблагополучия (расторжение брака между родителями, имеющими детей) сравнительно высокая, что позволяет судить об уровне подростковой преступности не по уголовной статистике, а по статистике разводов. При увеличении первого показателя растет и другой.

Семейное неблагополучие – одна из основных причин, определяющая состояние и динамику девиантного поведения подростков. Понятие "семейное неблагополучие" охватывает различные негативные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного и половозрастного состава, внутрисемейные отношения, отношения членов семьи с внешними социальными институтами (школой, производством, досуговыми и другими учреждениями). Каждый из этих факторов имеет специфику воздействия на процесс формирования личности подростка.

Психологический климат семьи, степень ее сплоченности определяется согласованностью представлений и фактическим распределением прав и обязанностей в семье, взаимодействием и взаимопомощью ее членов. Основы любой семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу и к детям. Отрицательное влияние на поведение подростков оказывает понимание ими неоднозначной позиции родителей в их воспитании. Исследования показали, что родители девиантных подростков не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения.

В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм. Анкетирование таких подростков показало, что общение с родителями часто ограничивается упреками, чтением морали, отвержением самостоятельного мнения подростков.

Характерная ошибка в воспитании несовершеннолетних – разрыв между словом и делом у родителей. Часто родители стремятся внушить подросткам нравственные принципы, показывая своим реальным поведением противоположное. Иногда система требований родителей к детям превышает уровень их критичности к самим себе, поэтому подростки начинают недоверчиво относиться к поступкам взрослых, предъявляют к ним собственные требования.

Склонность к девиантному поведению наблюдается у тех подростков, которые не признают авторитет родителей, не уважают их. Такое отношение развивается, если подростки при сопоставлении слов и поступков родителей с общественными нормами замечают их большое расхождение. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок. Особенно это проявляется при авторитарном воспитании, что затрудняет формирование таких качеств, как умение постоять за себя, доброжелательность, умение разрешать конфликтные ситуации.

Проблема дефицита свободного времени у родителей стоит на первом месте среди причин, затрудняющих процесс воспитания. В наше время имеется ряд объективных обстоятельств, не позволяющих семье полноценно планировать и использовать досуг, – это уровень материальной обеспеченности, профессиональной принадлежности, производственные и бытовые нагрузки родителей. В результате большинство подростков вне школы практически безнадзорны, их поведение родителями не контролируется. Это не может не повлиять на рост девиантного поведения несовершеннолетних.

Атмосфера психологической напряженности, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации негативно воздействуют на подростков. В таком состоянии они легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к отреагированию внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у несовершеннолетних, склонности к девиантному поведению.


Статьи по теме:

Особенности социальной работы в системе образования
Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее ...

Особенности течения заболевания "наркомания"
Употребление наркотических веществ приводит к зависимости от них, то есть формируется наркомания - хроническое психическое заболевание. Сроки развития коротки, например, достаточно 3-5 инъекций для того чтобы человек стал наркоманом. С ч ...

Методика социальной работы с семьей группы риска
Ниже данная методика приведена как пример работы специалиста с семьей Михайловых. План аналитической и интерпретационной работы с историей семьей Михайловых: 1. Схематическое изображение общей картины семейного случая. 2. Анализ семейн ...