Трудовая мотивация как фактор выбора профессии
Страница 4

Информация » Профессиональные экспектации современной российской молодежи » Трудовая мотивация как фактор выбора профессии

Сpеди социологов сложилось убеждение, что существует опpеделенная иеpаpхия тpудовой мотивации: низшая, когда тpуд пpедставляется непpиятной обязанностью, связанной пpежде всего с необходимостью заpабатывать на жизнь; пpомежуточная, пpи котоpой тpуд сочетается с дpугими жизненными ценностями; и высшая, когда тpуд для человека является главной сфеpой самореализации и самоотдачи независимо от оплаты. В различных обществах преобладает та или иная из этих мотиваций. Например, в 1980-е годы в США доминирующей была высшая трудовая мотивация, в Швеции и Германии – промежуточная. Как следует из приведенных нами данных, существующая структура трудовой мотивации работников промышленных предприятий российского Дальнего Востока является крайне неблагоприятной и имеет явно выраженный крен в сторону мотивов более низкого.

Представляет несомненный интерес типология трудовой мотивации, предложенная В.И. Герчиковым.

Выделяется несколько типов мотивации.

Для инструментально мотивированного работника работа имеет ценность не сама по себе, а как инструмент получения материальных благ. Он работает с большой отдачей на любой работе, если его труд достаточно высоко оплачивается.

Профессионально мотивированный человек видит в работе возможность реализовать свои знания, умения, достичь более высокого положения на предприятии и в обществе. Для такого работника необходима интересная, содержательная работа, возможность проявить себя.

Патриоты – тип людей, преданных своему делу, коллективу, стране. Они стараются хорошо работать из высоких моральных, религиозных или идеологических соображений. Такой работник особенно ценит результативность общего дела и общественное признание своего участия.

Хозяйская мотивация – одна из самых глубоких и устойчивых. Наряду с инструментальной она более всего соответствует рыночным условиям. Такой человек выполняет работу с максимальной отдачей, не настаивая на ее особой интересности или очень высокой оплате.

Люмпенизированный работник – человек со слабой мотивацией к эффективной работе. У него низкая квалификация и он не стремится ее повышать; он безответствен и избегает любой работы, связанной с личной ответственностью.

Таким образом, очевидна сложность мотивационной структуры человека. Посему государству необходимо конструировать особую политику при решении вопроса о формировании активной трудовой мотивации у граждан, направляя свои усилия на увеличение наиболее эффективных типов мотивации и снижение наиболее негативных форм проявления таковой. Необходимо учитывать тип мотивации работников и уже в зависимости от него использовать стимулы, способные активизировать трудящегося.

Итак, проблема трудовой мотивации очень актуальна для нашего государства. Нельзя списывать все трудности, возникающие в этой сфере, на организации, отворачиваясь от них, закрывая на них глаза.

Доминирующий в обществе способ трудовой ориентации регулируется сложной системой социальных институтов, которые воздействуют на весь процесс социализации личности индивида благодаря труду на самых различных этапах его жизни.

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи по теме:

Содержание и цели социальной политики муниципального образования. Россия как ассиметричная федерация
Важное значение для формирования и развития эффективной социальной политики в Российской Федерации имеет структура самого государства. Любая идеология и любой опыт других стран, внедряемые в России, будут деформированы реальными свойствам ...

Последствия употребления наркотиков
Употребление наркотиков, помимо психической и физической зависимости, всегда приводит к необратимому грубому нарушению жизнедеятельности организма и социальной деградации наркомана. Именно эти последствия составляют наибольшую опасность д ...

Профессиональное самоопределение как фактор социализации молодежи
Функционирование социального института образования связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества – социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям. Вместе с тем круг задач, ...