Профессия как социокультурная ценность
Страница 4

В настоящее время высшее образование сохраняет свою привлекательность для молодежи, что подтверждается стабильными и даже возрастающими конкурсами при поступлении в университеты. Для объяснения такой ситуации многие ссылаются на престижность высшего образования. А желание иметь диплом объясняют тем, что с ним легче устроиться на высокооплачиваемую работу. Однако главные причины поступления в высшие учебные заведения далеки от этого педагогического норматива.

Представляется целесообразным начать с перечисления наиболее важных причин выбора именно высшего образования. Возможность избежать службы в армии является, чаще всего, главной причиной поступления в вуз для юношей, а их в техническом университете большинство. Наравне с этой можно отметить психологическую причину, существующую у всех молодых людей: вуз помогает отодвинуть на довольно длительный срок проблемы «взрослой жизни». Кроме того, причиной может быть простота поступления, связанная с более низким конкурсом на данной специальности.

Важную роль при выборе специальности играют существующие мифологемы о том, что некоторые профессии приносят больший заработок, чем другие. Например, имеется представление о том, что инженер-нефтяник или маркетолог будет зарабатывать больше, чем инженер-машиностроитель. В основе этого мифа лежит реальная ситуация, в которой некоторые представители данных профессий действительно получают значительные доходы. Однако доступ к таким рабочим местам ограничен и часто не связан с высшим профессиональным образованием. Тем не менее, в общественном мнении информация о больших заработках распространилась на всех без исключения представителей этих специальностей.

Такое положение дел нашло отражение в ответах студентов. Подавляющее большинство пишет, что именно высшее образование дает в будущем гарантированную работу и обеспеченную жизнь. В том случае, когда учащиеся не уверены, что их первого высшего образования будет достаточно, они предполагают получить второе образование, тоже высшее, но по другой специальности. Выбор новой специальности определяется теми же мифами и стереотипами.

Представители первой модели видят итогом своего обучения диплом, подкрепленный соответствующими профессиональными знаниями. Она включает в себя регулярное посещение занятий и исполнение требуемых преподавателями норм. Студенты начинают интересоваться дополнительной информацией о профессии, которая не включена в программу. В процессе обучения они начинают искать подработку, на которой можно реализовать свои профессиональные знания, а также получить практические навыки. Впоследствии это позволяет им при устройстве на постоянную работу заявить о наличии профессионального опыта.

Вторая модель распространена больше. Демонстрирующие эту модель не заинтересованы в получении качественных профессиональных знаний, а ждут от вуза только документа о высшем образовании.

В начале обучения о своей будущей профессии носители обеих моделей имеют весьма расплывчатое представление. Фрагментарные сведения добываются из следующих источников: работа родителей или родственников по аналогичной специальности, кино и телевидение. Преподаватели вуза, во всяком случае, в первые два года обучения оказывают незначительное влияние на представления студентов о выбранной профессии. Новые специальности, открываемые вузами, не подкреплены соответствующим спросом со стороны работодателей. Даже отсутствие рынка некоторых профессий нисколько не смущает современных студентов. Более того, конкурсы на эти специальности могут быть весьма высокими.

Во время учебы на первых курсах проблема трудоустройства занимает немногих студентов. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос о влиянии образования на социальную карьеру. Учащиеся, не слишком задумываясь, находят прямую зависимость между образованием и удачной карьерой. Лишь в редких случаях они вспоминают о том, что без связей даже высокий профессиональный уровень не поможет найти престижную работу.

Таким образом, студенческие представления о вузовском образовании и о будущей профессии наполнены мифами и иллюзиями. Принятие решения о поиске места работы и профессиональной карьере обычно откладывается до окончания университета. В лучшем случае эта проблема возникает на старших курсах. Тогда расплывчатые первоначальные представления о будущей профессии сменяются сомнениями и разочарованиями, которые выливаются в стрессы и фрустрации. На этой почве появляется идея о смене профессии при помощи получения второго высшего образования. В результате рождается новый миф о том, что несколько дипломов помогают достичь желаемого жизненного статуса.

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи по теме:

Использование методологии теории мотивации для изучения занятости населения
Структура человеческой мотивации Мотивация – одна из важнейших и стержневых проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей. Менеджеру, решающему многообразные мотивационные задачи в организации прихо ...

Сущность и содержание социальной работы. Понятие социальной адаптации
Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адаптации в большинстве случаев понимается к ...

Механизмы развития личности и ее социального бытия
В отечественной психологии утвердилось положение о том, что личность развивается через «присвоение» своей «всесторонней» сущности: «личность человека тоже «производится» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в ...