Основные группы ценностных ориентаций современного
российского студенчестваСтраница 2
Студенчество считает, что " .рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций . Однако реализация предоставляемых рынком возможностей . напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов"[37]. Большинство студентов намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики[38]. Вместе с тем повсеместно бытует нигилистическое отношение к государству, чиновникам, политической, финансовой и др. элите. Многие студенты утверждают, что, закончив институт, они не будут работать по специальности и рассматривают в качестве единственного критерия будущей деятельности уровень дохода.[39]
Особое значение имеет то, что новое поколение учится "делать" деньги в условиях "дикого" рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя и все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, неуважение к закону, презрение к созидательному труду.[40].
2) Духовно-гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации.
Этические ценностные ориентации у студентов распределяются по вертикальной оси "утилитаризм — духовность" и горизонтальной оси "коллективизм – индивидуализм".
В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, согласно которой человек должен следовать естественным (а понимается еще хуже - стихийным) законам природы и общества (в частности и, прежде всего, в экономике) как высшему проявлению мудрости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно. Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан с утратой духовных идеалов, засильем бездуховных подделок массового искусства, "которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи".[41] И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, само высшее образование и высокий культурный статус студенчества накладывает на него печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается "противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры"[42].
Коллективистская ориентация студенчества слаба и связана с общим демократизмом студенческого сообщества, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью[43].
Доминантным мировоззренческим комплексом современного студента является индивидуализм. Обычный студент — молодой человек в возрасте до 25 лет: зациклен на себе; занят самопознанием; психологически одинок и отчужден от родителей; озабочен вопросом полового самоопределения; переживает неопределенность будущего в сочетании с временностью настоящего; испытывает страх выделиться и боязнь раствориться.[44] В результате увеличивается количество студентов, нуждающихся в психологической поддержке. Агрессивные, застенчивые, сексуально озабоченные, тревожащиеся были всегда, но сегодня уже заметно влияние этих личностных характеристик на учебный процесс.[45]
Статьи по теме:
Социальные опасности и их характеристики
Социальные опасности
– это действия одних классов, групп, слоев, личностей, направленные (преднамеренно или бессознательно) на уничтожение других. А также лишение их жизненно важных условий и объектов, причинение ущерба, ведущего к физич ...
Демографическая политика в России.
В условия падения рождаемости и численности населения правительство РФ приступило к стимулированию роста рождаемости. По аналогии со странами Западной Европы, с 1 января 2007 года на территории РФ для ее граждан действует т.н. материнский ...
Обоснование и определение переменных исследования
влияния политики на межличностные отношения
Под определением переменных исследования понимается процедура определения таких операциональных понятий, описывающих Предмет исследования, связь между которыми является главной с точки зрения анализа проблемы исследования.
Так как операц ...