Специфика сельской культурной средыСтраница 4
На профессиональную ориентацию сельской молодежи активное влияние оказывает общественное мнение сельских жителей. Отношение к образованию, получению специальности значительно изменилось, особенно за последние 10-15 лет. Подавляющее большинство родителей стремятся дать детям образование и особенно специальность. Интерес к образованию, научным и специальным знаниям мы выделяем в качестве одного из элементов духовных интересов личности или группы. Установка сельского жителя на образование органически связана со стремлением получить специальность. Объективной основой возрастания интереса к знаниям является интеллектуализация сельскохозяйственного труда, все большее проникновение науки в производство. Субъективными показателями направленности интересов сельских жителей на повышение общих и теоретических знаний может служить чтение научной и публицистической литературы, статей в газетах и журналах по актуальным проблемам, интерес к научно-популярным кинофильмам, самооценка своих знаний, стремление перенять передовой опыт и т. п. В современных условиях государство придает большое значение нравственному и эстетическому воспитанию трудящихся села, которое связано с политическим, правовым и экономическим воспитанием. В этих целях разрабатывается система мероприятий, направленная на усвоение знаний, формирование творческого мышления, разностороннее развитие личности сельского жителя. О социальной роли повышения уровня культуры личности сельского жителя можно судить по элементам творческого отношения к труду, внесению рационализаторских предложений, рациональному использованию земли и техники, активному участию жителей в делах государства, области, своего села. Далее мне хотелось бы остановиться на рассмотрении причинности выбора сельской молодежью того или иного учебного заведения.
Выбор ВУЗа, как показывают исследования, в большинстве случаев определяется не призванием или склонностью, а другими социальными факторами и личными причинами, и прежде всего уровнем подготовки выпускников сельских школ и теми оценками, которые стоят в их аттестатах зрелости. В ведущие ВУЗы страны и университеты пытаются поступить лишь единицы выпускников сельских средних школ. Основная причина этого состоит в том, что уровень подготовки в сельских школах несколько ниже, чем в городских. Поэтому в большинстве случаев выпускники сельских школ стремятся поступить в педагогические и сельскохозяйственные ВУЗы, средние специальные учреждения и колледжи. На выбор ВУЗа оказывает влияние и его местонахождение. Подавляющее большинство выпускников стремятся поступить в учебные заведения, расположенные на территории их области. Выбор ВУЗа зависит от положительной информации, получаемой от обучающихся в высших учебных заведениях односельчан. Возникает вопрос: чем определяется профессиональная ориентация выпускников сельских школ? Прежде всего престиж профессий оценивается характером труда. Предпочтение отдается умственному труду. На вопрос: «Какая профессия, на Ваш взгляд, наиболее привлекательна?» (на выбор были даны десять профессий по десятибалльной системе) — выпускники средних сельских школ назвали профессию учителя, врача, инженера, а непривлекательными — профессии работников животноводства [5, с.73].
На жизненные планы выпускников средних сельских школ оказывает влияние и такой социально-психологический фактор, как перспективы изменения социального статуса и социального продвижения. Условия труда и быта в сельской местности все еще затрудняют возможности продолжения учебы в заочных и вечерних специальных учебных заведениях. При соприкосновении с жизнью, с ее трудностями и противоречиями у многих юношей и девушек, имеющих среднее образование, возникает разлад между идеализированно-романтическими представлениями о жизни и реальными, объективными возможностями реализации своих жизненных планов. Известно, что в настоящее время в сельской местности выбор профессий и специальностей, связанных с квалифицированным трудом, весьма ограничен. В колхозах наиболее распространены профессии тракториста, комбайнера, шофера. Для девушек, оканчивающих средние школы, остается малоквалифицированная работа в животноводстве и полеводстве, к тому же связанная с ненормированным рабочим днем, отсутствием выходных дней, неблагоприятными условиями труда. Все это порождает миграцию сельской молодежи, ряд других сложных проблем и противоречий. При анализе возрастных общностей, которые определяют культурную среду села можно выделить следующие возрастные группы: сельская молодежь; работники среднего возраста (от 30 до 45 лет); старшего возраста (от 46 до 60 лет); представители сельской культурной среды старше 60 лет. Для более глубокого анализа сельскую молодежь следует разделять на следующие подгруппы: выпускники средних и базовых школ, из которых пополняются ряды неквалифицированных работников; молодые люди в возрасте от 16 до 19 лет; в возрасте от 20 до 24 лет; и от 25 до 30 лет.
Статьи по теме:
Причины социального сиротства
Мать Отец
1. Лишение родительских прав 55% 39%
2. Умер(ла) 26% 17%
3. Осужден(а) 4% 6%
4. Отказ от ребенка 5% 2%
5. Ребенок отобран решением суда 4% 3%
6. Признан(а) недееспособной 1% 0%
7. Уклоняется от воспитания ребенка 2% 2%
8 ...
Использование методологии теории мотивации для изучения занятости населения
Структура человеческой мотивации
Мотивация – одна из важнейших и стержневых проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей. Менеджеру, решающему многообразные мотивационные задачи в организации прихо ...
Насилие над женщиной в семье и обществе
Согласно Всеобщей Декларации прав человека, которая была принята ООН в 1948 г., все люди имеют право на жизнь без насилия. Генеральная Ассамблея ООН 20 декабря 1993 г. приняла Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин. Комиссия ...