Проблемы социальной адаптации в теории и практике социальной работы
Страница 1

Информация » Молодёжь и общество - проблемы социальной адаптации в современном мире » Проблемы социальной адаптации в теории и практике социальной работы

В связи с нарастающим социально-экономическим кризисом и изменяющимися условиями жизни, возникает необходимость углубленного анализа понятия «социальная адаптация». Характерным для современного этапа развития общества является тот факт, что человек не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим, политическим, духовным и социальным сторонам бытия. Отсюда объяснима возрастающая роль социального работника, деятельность которого призвана способствовать оптимальной социальной, психологической и профессиональной адаптации человека.

Существует многообразие взглядов в определении понятия «социальная адаптация». Ключевым в определении содержания понятия «социальная адаптация» является непосредственно суть адаптационного процесса, т.е. проблема выживания человека, через гармоничное приспособление к изменяющимся условиям среды. В социологическом справочнике дается следующее определение понятия «социальная адаптация»: «Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды» [19]. Близкие подходы к определению сущности процесса социальной адаптации наблюдаются в психологии. Например, в психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, с другой – как результат этого процесса [1].

Рассматривая понятие «социальная адаптация», не следует отделять психологический аспект от социального, так как адаптация является комплексным феноменом – социальная среда, где вращается личность, подразделяется на предметную и личностную. А.А. Налчаджан на основе анализа зарубежных и отечественных исследований трактует социально-психологическую адаптированность личности как: «такое состояние взаимодействия личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» [20].

Адаптация определяется им как процесс социально-психологического взаимодействия, приводящий личность к состоянию относительной адаптированности. Здесь необходимо отметить, что следует различать адаптацию, как процесс, и адаптированность, как результат адаптации. Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность в состояние социальной адаптированности. К достижению такого состояния приводит адаптивное поведение, характеризующееся успешным принятием решений, проявлением инициативы, ясным определением собственного будущего.

При определении эффективности адаптации можно опереться на теорию интеракционистов. Согласно интеракционистского понимания процесса адаптации, признаками эффективной адаптированности можно считать:

1) адаптированность в сфере внеличностной, социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства. В этом случае, в качестве объективных показателей успешной адаптированности, чаще всего используются квалифицированный уровень работника, размер заработной платы, трудовой и социометрический статус, в качестве субъективных – удовлетворенность трудом (учебой) и различными ее аспектами, отсутствие или наличие намерения сменить место работы (учебы) или жительства.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Проблемы социальной адаптации молодёжи в современном российском обществе
Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых люд ...

Безнадзорность в России и как с ней бороться?
В истории детства, пожалуй, не было более мощного переломного периода, чем десятилетие, в котором мы активно присутствуем. Периода, крайне безответственного для совести и ума, потому, что до жути беспощадно взвивается кривая детского небл ...

Социокультурная обусловленность профессиональных устремлений. Культурно-историческая экспозиция проблемы
Профессия в историческом, социокультурном контексте представляет собой ценность. Это ценность многоуровневая и многозначная: ее содержание в разное время, в различных «эшелонах» общества неодинаково. Ценностное наполнение зависит не тольк ...