Распространение гуманистического сознания в обществеСтраница 2
Духовная свобода состоит не в том, чтобы чувствовать себя свободным от всех и всяческих ограничений. Абсолютная свобода от природных и общественных условий есть бессмыслица. Духовная свобода не означает и «вседозволенности», дающей право мыслить и делать «все, что хочется». Наоборот, такое понимание свободы по существу оборачивается несвободой: оно делает человека рабом его страстей и влечений. Свобода каждого человека ограничивается и свободой других людей: я всегда должен учитывать, что другой человек, будучи таким же свободным существом, как и я, имеет право сам распоряжаться собой и действовать в соответствии с собственными целями. Поэтому нельзя относиться к другому человеку лишь как к средству достижения своих целей.
Как утверждал Кант, все в мире может быть использовано как средство для достижения каких-то целей, — все, кроме человека (и вообще разумного существа).
«В ряду целей человек . есть цель сама по себе, т. е. никогда никем (даже Богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью».
Этот кантовский принцип означает, что ни одна человеческая личность не может быть превращена в простое средство выполнения каких-то задач. Любой человек как разумное существо имеет право действовать свободно — с условием, что он никого другого не использует в качестве просто средства, орудия или источника получения какой-то собственной выгоды.
Подлинная духовная свобода — это свобода разума. Она заключается в том, чтобы повиноваться в своих мыслях и стремлениях не давлению внешних обстоятельств, а только собственному разуму. «Высшее совершенство человека не только в том, что он действует свободно, но и в том, что действует разумно; пожалуй, это даже одно и то же .».
Гегель называл свободу «субстанцией разума». Он впервые выдвинул мысль, что «всемирная история есть прогресс в сознании свободы». Этот прогресс, согласно его концепции, начинается в древних деспотических государствах Китая и Индии, в которых свободой обладал только один человек — деспот. Следующий шаг связан с греко-римским миром, где свобода стала достоянием некоторых. И наконец, германские народы дошли до осознания того, что свобода есть основное свойство человека вообще, человека как разумного существа. С гегелевскими представлениями о роли разных народов в развитии сознания свободы нельзя согласиться, но прогресс в сознании свободы действительно составляет существенный момент в истории человечества. Этот прогресс — основа формирования и распространения гуманистического сознания.
К размышлению. Из истории, да и из собственного жизненного опыта каждый знает, что соблюдение даже элементарных норм нравственности нередко требует от человека мужества и готовности к самопожертвованию, что легче живется тому, кто не связывает себя высокими нравственными принципами. Но если человек выбирает линию поведения, отвечающую его нравственным убеждениям, несмотря на неприятности, которыми это ему грозит, то, очевидно, его выбор свободен, т. е. не обусловлен ничем, кроме его собственного разума, совести, природы собственного сознания. Гуманизм и есть совокупность убеждений, к которым человек приходит не потому, что его принуждают к этому внешние обстоятельства, а в результате свободного выбора.
«Бремя свободы» обязывает человека все время самостоятельно совершать свободный выбор решений и нести всю ответственность за него. Оставаясь свободным, человек не может освободиться от этой обязанности. По словам известного русского философа Н. А. Бердяева (1874-1948), духовная свобода — трудная вещь, оставаться в рабстве легче. «Не променяй свободу на счастье», — призывал Бердяев.
Гуманистическое сознание — не строго определенная система строго определенных раз и навсегда принципов. Каждый человек должен сам сформировать свое личностное отношение к идеалам гуманизма и понимание степени осуществимости их в данных условиях. Для этого ему нужны и знания, и духовное богатство, и высокоразвитые духовные потребности. В развитии духовной свободы и гуманистического сознания находят выражение важнейшие тенденции духовного прогресса.
Статьи по теме:
Природа социальных процессов
Классическое определение социального процесса дал Питирим Сорокин: "Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного изучаемого объе ...
Влияние государства на эволюцию социальной структуры общества
Когда мы говорим о влиянии государства на эволюцию социальной структуры, то в первую очередь речь идет о поступательном развитии общества при применении действенных принципов экономической и социальной политики.
Одним из важнейших показа ...
Виды неблагополучных семей
Критерии, по которым семей относят в группу риска весьма разнообразны. Разные исследователи семьи рассматривают неблагополучие по-разному. Одни относят семью к неблагополучным если только какой-нибудь неблагоприятный фактор влияет полност ...