Студенческая молодежь и проблема социальной справедливости
Страница 1

Информация » Формирование социальных качеств молодого специалиста » Студенческая молодежь и проблема социальной справедливости

В 90-е годы прошлого века особенно серьёзной и значимой была признана проблема создания правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развития молодёжных объединений, движений и инициатив. Молодёжная политика, социально-педагогическая поддержка молодёжи стали рассматриваться как приоритетные направления деятельности органов государственной власти.

Необходимость укрепления кадрового потенциала в этой сфере потребовала от системы высшего и среднего профессионального образования поисков эффективных путей подготовки специалистов, знающих современное состояние молодёжи, её место и роль в российском обществе, социальные и психолого-педагогические аспекты развития её интеллектуальной и нравственной культуры и способных на научной основе и с учётом реалий и перспектив общественного развития грамотно построить молодёжную политику. Особое внимание уделяется повышению эффективности образовательного процесса будущих социальных педагогов и специалистов по работе с молодёжью.

Важным элементом подготовки будущих специалистов социальной сферы является изучение социальной политики - сложного системного процесса, глубоко взаимосвязанного с общественными настроениями, культурным и духовно-нравственным уровнем социума. В XXI веке социальная политика рассматривается и как стратегия развития государства и гражданского общества, и как общественный институт, обеспечивающий человеку достойную жизнь и благосостояние, и как область научных исследований. Социальная политика одновременно и отражает, и формирует менталитет российского общества, одной из ключевых характеристик которого является понятие социальной справедливости. Поэтому изучение представлений будущих специалистов о социальной справедливости необходимо для построения качественной системы их профессиональной подготовки.

Трактовка понятия «справедливость» в гуманитарных науках неоднозначна. Справедливость рассматривается как понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами ладей и их общественным признанием (Большой энциклопедический словарь, 1986).

Аристотель обосновал взаимосвязь справедливости и государства и отмечал, что центральным понятием, характеризующим справедливость, выступает «соразмерность». «Справедливость - удивительная добродетель, общее благо, приобретённое свойство души, в силу которого люди становятся способными к справедливым действиям, согласованным с законом и правом государства» (История философии, 2002). Американский социальный психолог Дж. Мейерс описал справедливость (equity) как «состояние, при котором «доход» каждого участника от взаимоотношений пропорционален его «вкладу». При этом справедливость отнюдь не означает всегда равного «дохода» (Мейерс, 1996).

В рамках нашей исследовательской работы с помощью разработанной нами анкеты «Современная молодёжь и социальная справедливость» было опрошено 150 молодых людей в возрасте от 17 до 20 лет, обучающихся преимущественно по специальностям «Социальная педагогика» и «Организация работы с молодёжью» в Курганском государственном университете и Курганском педагогическом колледже. Мы выявили, что социальную справедливость как проблему, актуальную для России, признают 87% респондентов. По мнению студентов, социальная справедливость предполагает, в первую очередь, равные шансы для молодых граждан на образование, доступное медицинское обслуживание и отсутствие резких различий в доходах.

55% молодых людей считают рыночную экономику, регулируемую государством, тем типом экономики, который наиболее способствует установлению социальной справедливости. Отмечен высокий уровень социального расслоения в России как фактор, препятствующий социальной справедливости. Большинство молодых людей считает, что медицинское обслуживание, образование должны быть бесплатными и доступными для всех категорий населения (соответственно, 86% и 75% респондентов). На вопрос, реализуются ли в России базовые права человека, 59% респондентов ответили: «да, частично». По мнению опрошенных, в нашей стране нарушаются следующие права: «на свободу слова» (37,3%), «на труд» (28,7%), «на неприкосновенность личной собственности» (26%), «на свободу личности» (22%), «на жизнь» (12%).

92% анкетируемых отметили, что МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. На вопрос, социальная модель какой западной высокоразвитой страны наиболее приемлема для России, более половины респондентов ответили, что у России должна быть собственная модель социального развития. Однако многие участники опроса не отрицают необходимости осмысления позитивного социального опыта Швеции, Норвегии, Франции, Германии. Отрадно, что будущие специалисты считают, что социальную справедливость нужно устанавливать только законными политическими и экономическими методами.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Современные дискуссии о сущности и содержании социологии
Долгое время не делалось больших различий между объектом и предметом социологии. Потребовались годы, чтобы в философской, науковедческой литературе был сформулирован и принят многими учеными тезис о том, что предмет науки – это та грань е ...

Теория социального обмена
Во второй половине XX века в американской социологии получает распространение теория социального обмена (или социального действия) – направление в современной социологии, рассматривающее обмен различными социальными благами как фундамента ...

Ожидаемые результаты от реализации республиканской программы
Ожидаемые результаты от реализации республиканской программы: 1. Оптимизация системы государственно-общественного управления в сфере государственной молодежной политики; 2. Повышение эффективности функционирования системы образования и ...