Что же такое прогресс?Страница 2
В философской литературе предлагаются и другие критерии общественного прогресса. Надежды на лучшее будущее мыслители прошлого и настоящего связывают с ростом общественного богатства и улучшением благосостояния людей, с преодолением социальной несправедливости, с подъемом культуры, развитием разума, просвещения, науки, нравственности и т. д.
В социальных исследованиях показателями продвижения страны по пути прогресса часто служат:
рост производимого обществом валового продукта (в целом и на душу населения);
уменьшение голода и нищеты в обществе;
рост потребностей людей и степени их удовлетворения;
изменение характера занятости населения в сторону уменьшения неквалифицированного, в особенности тяжелого физического, труда и увеличения доли работников квалифицированного труда;
развитие народного образования и повышение уровня образованности населения;
развитие социального обеспечения и здравоохранения;
обеспечение гражданских прав и свобод личности.
Несомненно, все это — важные задачи, решение которых свидетельствует о прогрессивном развитии общества. Они являются, в сущности, частными выражениями указанных двух его основных критериев. Следует лишь иметь в виду, что решение таких задач — не самоцель, а условие и средство общественного прогресса.
К размышлению. Встает вопрос, насколько совместимы различные задачи, с решением которых связывают общественный прогресс. Нет ли между ними противоречий? Не может ли получиться так, что общество, продвигаясь в решении какой-то одной из них, вместе с тем лишается возможности успешно решать какую-то другую?
Анализируя процессы, идущие в современном мире, исследователи высказывают немало опасений такого рода. Отмечается, например, что существует обратная зависимость между темпами роста производства и стремлением к социальному равенству (стимул первого — прибыль, а второе требует ее перераспределения в пользу малоимущих); что увеличение национального богатства страны ведет к концентрации его в руках немногих; что чем богаче общество, тем больше в нем слой людей, ведущих паразитическую жизнь; что высокий уровень доходов населения порождает «культ потребления»; что в погоне за материальными приобретениями и чувственными удовольствиями у людей теряется вкус к наслаждению духовными ценностями; что технизация и коммерциализация жизни обедняет духовный мир человека; что существует противоречие между «двумя культурами» — гуманитарной и научно-технической (развитие второй наносит ущерб первой, происходит дегуманизация культуры, образования, искусства); что расширение социальной свободы имеет своей обратной стороной свободу нравов, ослабление семейных уз, сексуальную распущенность и т. д.
« .Открывшаяся нашему взору картина развития культуры за время существования нашего и двух предыдущих поколений заставляет, пожалуй, даже усомниться в том, что культура вообще еще мыслима перед лицом материальных достижений», — пишет А. Швейцер.
Несомненно, необходимым и важным условием общественного прогресса является рост производства материальных благ. Некоторые философы поэтому полагают, что именно это и следует принять за главный критерий общественного прогресса. Однако развитие производительных сил не может быть самоцелью, оно есть лишь средство решения задач общественного прогресса. И если их развитие приходит в противоречие с этими задачами, то оно к прогрессу не ведет. Можно ли считать прогрессивным такое развитие производства, в результате которого гибнет природа (как это бывает при строительстве гидроэлектростанций, требующем затопления больших территорий)? Или такое, которое совершается за счет разрушения памятников культуры (когда здание старинного дворца или церкви превращается в заводской цех)? Или такое, которое наносит ущерб здоровью людей (размещение вредных производств в центре города)?
По-видимому, говоря о критериях прогресса, нельзя просто перечислять наши ценности и идеалы. Между ними действительно возможны несоответствия и противоречия, особенно если учесть, что в разных сферах общественной жизни складываются свои специфические критерии прогресса. Вероятно, конкретный облик наших сегодняшних ценностей и идеалов будет претерпевать изменения. Но прогрессивное развитие общества должно быть направлено на то, чтобы обеспечить каждому реальную возможность пользоваться «правом на жизнь, свободу и на стремление к счастью» (Т. Лжефферсон).
Статьи по теме:
Построение гипотез исследования влияния
политики на межличностные отношения молодежи. Обоснование и построение
гипотез-оснований исследования
Перед тем как выдвигать рабочие гипотезы – основания, необходимо, прежде всего, обозначить основы выдвижения этих гипотез.
Сегодня СМИ очень актуальны и именно через СМИ власть внедряет идеологию в массы и выполняет какие – то свои задач ...
Определение наркомании
Слово " наркомания" состоит из двух корней "Narke" - оцепенение, онемение; "mania" - безумие, сумасшествие, болезненное пристрастие. Можно сказать, что наркомания - это добровольное сумасшествие.
Наркомания ...
Факторы производства
В то время как в прошлом труд, земля, сырье и капитал были основными факторами производства в экономике Второй Волны, знания в широком смысле, то есть данные, информация, образы, символы, культура, идеология и ценности, теперь являются це ...