Результаты реализации программы формирования
правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения
родителейСтраница 2
В связи с этим, выдвинутая нами гипотеза о том, что формирование правовой культуры воспитанников Центра помощи детям «Аистенок» будет эффективным, если:
- раскрыта сущность, выявлены структурные компоненты правовой культуры личности, определены критерии, уровни и особенности её формирования у воспитанников Центра помощи детям «Аистенок»;
- реализована специально разработанная модель эффективного формирования правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям «Аистенок» на основе системно-деятельностного подхода, включающая правовое обучение и воспитание, внеклассную деятельность с правовым содержанием, повышение правовой культуры ближайшего социального окружения;
- выявлены, охарактеризованы и соблюдены педагогические условия целесообразно организованной деятельности, способствующей формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям «Аистенок» подтвердилась.
На заключительном этапе эксперимента было установлено, что правовая культура – это сложное явление по своей внутренней структуре и богатству социальных связей, которое рассматривается как правовая культура общества и правовая культура личности, как два взаимозависимых и взаимообусловленных компонента единой системы. Правовая культура общества является условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищённости и гражданской активности. Правовая культура личности отражает степень и характер развития общества, обеспечивающего социализацию и правомерную деятельность личности, а также является фактором его прогресса.
Правовая культура воспитанников Центра помощи детям «Аистенок» представляет собой сложное интегративное качество личности, обусловленное влиянием социокультурной среды, возрастными, психологическими, коммуникативными, индивидуальными особенностями учащихся, основой которого выступает совокупность правовых знаний, умений (когнитивный компонент), нравственно-правовых ценностей, определяющих правовое сознание (эмоционально-ценностный компонент) и правомерное поведение в социально значимых ситуациях (поведенческий компонент) и базирующееся на общей культуре личности.
Используя комплекс диагностических методик исследования исходного уровня правовой культуры воспитанников установлено, что большинство обладают низким и средним уровнем правовой культуры (ЭГ – 35,16) и средним (ЭГ – 61,86%). Были выявлены специфические трудности в усвоении правовых знаний: недостаточный запас правовой лексики; трудности в понимании значения слова, недостаточное усвоение семантики правовых понятий, терминологии; трудности понимания сложных логико-грамматических структур.
Низкий уровень правовой культуры у большинства воспитанников обусловлен проблемами учебно-методического обеспечения: отсутствует самостоятельная учебная дисциплина – правоведение, основное внимание уделяется теоретическим вопросам права и без должного внимания остается эмоциональная сфера правосознания, доминируют традиционные методы и средства обучения.
Эффективное формирование правовой культуры возможно в условиях системного (функционально-целевого) подхода, при котором разработанная на основе особых образовательных возможностей и потребностей программа реализуется с учетом комплекса взаимодополняющих специальных педагогических условий.
Разработанная и апробированная программа формирования правовой культуры воспитанников Центра представляет собой целостную педагогическую систему, включающую цель, задачи, принципы, содержание, методы и приемы образовательного процесса и органично вписывается в систему правового образования в общеобразовательной школе. За счет выделения совокупности специальных педагогических условий, лежащих в основе содержания, форм, методов образовательного процесса, организации деятельности мы способствовали успешному формированию правовой культуры у воспитанников. Также мы стремились к организации взаимодействия педагогов, воспитанников в возрасте 14-15 лет, родителей, сотрудников правоохранительных органов на основе установления доверительных отношений, либо диалога. Мы стремились к созданию воспитывающей среды на основе учета возрастных, психофизиологических, речевых, коммуникативных и индивидуальных особенностей воспитанников, составления программы по формированию правовой культуры, составления методического программного комплекса на основе учета выявленных специальных педагогических условий (программы «Твои права», «Основы государства и права», «Право и я – права на каждый день», «Учимся вместе», «Дети. Образование. Милиция»).
Статьи по теме:
Знания и капитал
Постоянно говоря о том, что компьютер во многом заменяет человека, мы порой забываем упомянуть, что он зачастую заменяет средства производства. В самом деле, знания являются гораздо более мощным противовесом силе капитала, чем организован ...
Статистика смертности населения злоупотреблявших алкоголем за последние
несколько лет
Население Дальнего Востока занимает второе место среди федеральных округов России по количеству хронических алкоголиков. Проблема хронического алкоголизма особо остро стоит в Сибирском федеральном округе, за ним следует Дальневосточный фе ...
История социально-педагогической поддержки детей-сирот
в России
История призрения сирот в России как государственная проблема начинается с XVIII века. Законодательная база призрения сирот была заложена в период реформ Петра I. Именно в это время появились первые воспитательные учреждения для незаконно ...