Организация социальной работы по формированию
правовой культуры воспитанников в Центре Помощи Детям,
оставшихся без попечения родителей. Реализация программы по формированию правовой культуры воспитСтраница 2
Эта деятельность способна соответствовать прогрессивным движениям общества и его культуры в сфере права, благодаря чему происходит постоянное правовое обогащение как самой личности, так и общества. Она близка к образованности человека, имеет общие и отличительные свойства применительно к правосознанию личности, зависит от правового воспитания.
Правовая культура является более широким понятием, чем правовое образование и правовое воспитание, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности и воспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целый культурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за свою деятельность.
Правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.
Структура правовой культуры старшеклассника включает 3 компонента. Когнитивный компонент представлен в виде правовых знаний, правовой информации, обеспечивающей воспитанников Центра правовыми знаниями, способствующими их успешной социализации и жизнедеятельности в обществе, основу для выработки собственной жизненной позиции. Эмоционально-ценностный компонент включает гуманистические жизненные установки, нравственно-правовые чувства (чувство долга, ответственности, справедливости, уважение к праву); определяет степень сформированности отношения к праву как к ценности, характерной для демократического общества. Поведенческий компонент (правовая активность, правомерность поведения) представлен в виде опыта проявления правовой культуры в общении, в поведении, убеждении, предполагая наличие навыков и умений адекватно применять положения закона в реальных жизненных ситуациях.
Анализ содержания правового (обществоведческого) образования в специальном социальном учреждении показал, что он соотносится с массовой общеобразовательной школой, а именно образовательная область «Обществознание», при этом реализуется интегративная модель правового образования с использованием учебников школы.
Для решения поставленных целей и задач констатирующего этапа были разработаны следующие критерии и показатели диагностики исходного состояния правовой культуры и правовой социализации учащихся, соответствующие сферам личности и компонентам правовой культуры.
1. Отношение учащихся к праву, восприятие правовых норм (Эмоционально-ценностный компонент – мотивационно-потребностная, эмоционально-ценностная сфера личности): понимание нравственного смысла закона; положительное отношение к нормам права; проявление интереса к изучению норм права, желание приобретать правовые знания; наличие устойчивых ценностных ориентаций в правовой сфере.
2. Владение системой правовых знаний (когнитивный компонент – когнитивная сфера личности): знание и осмысление правовых норм; освоение юридической терминологии;
3. Владение нормами права и применение их в деятельности, правовое поведение (поведенческий компонент – деятельностно-практическая сфера личности): умение пользоваться информацией правового характера; потребность в точном соблюдении норм права, правомерное поведение; социальное взаимодействие со сверстниками, педагогами, родителями, сотрудниками правоохранительных органов.
В качестве средства повышения эффективности процесса формирования правовой культуры использовалась компьютерная программа «Основы государства и права», созданная с учетом психолого-педагогических особенностей обучения подростков и доступная для использования на всех типах уроков. Программа позволила индивидуализировать обучение в условиях учреждения, обеспечить каждому воспитаннику возможности самостоятельной продуктивной деятельности.
Статьи по теме:
Проблемы становления и жизненные пути студентов. Обретение
занятия и статуса, и самоопределение социальных позиций
Выбор занятия — одно из главных решений в жизни человека. Оно неразрывно связано с обретением социального статуса. Это как бы двуединая задача. Человек может не только выбирать из громадного спектра существующих профессий свою, но он може ...
Результаты исследования сформированности социальной
адаптации подростков
Личность подростка с отклоняющимся поведением является центром проблемы девиации. Изучение такой личности и ее коррекции - один из важных вопросов в профилактике отклонений. Именно поэтому, проблеме деформации личности подростков посвящен ...
Молодежь как субъект профессиональной деятельности. Молодёжь
как социально-демографическая группа
В отечественном обществознании молодёжь долгое время не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа.
Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупн ...