Правовые основы организации социальной работы с воспитанниками Центра помощи детям
Страница 4

Для формирования правовой культуры личности воспитанника специализированного центра помощи детям и подросткам, особую значимость представляет личностно-ориентированная модель, основанная на реализации гуманистических традиций в педагогике и правоведении.

Правовая культура – особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Правовая культура немыслима без человека и его деятельности, определяемой мировоззрением, без прогрессивной направленности этой деятельности и мышления. Она выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии. Прогрессивное развитие личности и общества является важным назначением юридических средств. Правовая культура в полной мере может быть понятна в контексте социального прогресса.

Правовая культура общества, являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности, «заставляет» власть придать правовому статусу человека юридическую значимость: обеспеченность законом и судом. Это связано с тем, что правовая культура личности, отражает степень и характер ее прогрессивного развития и постоянного правового обогащения самой личности и общества в целом.

Таким образом, при теоретическом обзоре литературы по данной проблеме было установлено, что недостаточно освящена проблема формирования правовой культуры в Центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку не определены критерии и уровни структурных компонентов правовой культуры, а также особенности ее сформированности у детей, оставшихся без попечения родителей. Недостаточно разработаны модели эффективного формирования правовой культуры, включающие в комплексе: правовое обучение и воспитание, внеклассную деятельность с правовым содержанием, повышение правовой культуры ближайшего социального окружения с соблюдением определенных педагогических условий целесообразно организованной деятельности, способствующей формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям.

Проблема формирования правовой культуры является актуальной независимо от государственного строя. Правовая культура представляет собой сложное явление по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Являясь условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности и гражданской активности, она отражает степень и характер развития общества, обеспечивающего социализацию и правомерную деятельность личности.

Правовая культура является более широким понятием, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности и воспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает систему ценностных установок, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за свою деятельность.

Описание системных исследований правовой культуры личности Н.М. Кайзерова, А.Л. Семитко представляли собой разновидность общей культуры личности и означали правовую образованность человека (правосознание, умения, навыки правомерного поведения, реализуемые в жизнедеятельности человека). В связи с этим, правовую культуру можно рассматривать как одну из категорий общечеловеческих ценностей, которая представляет собой творческую деятельность, соответствующую прогрессивным достижениям общества в правовой сфере, благодаря которой и происходит постоянное правовое обогащение за счет позитивного правового сознания в действии.

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи по теме:

Анализ результатов исследования
Мы рассмотрим реализацию программы «В городе наших мастеров» на примере отряда детей «Самоделкины» в возрасте 10-14 лет, состоящего из 25 человек. Если рассмотреть категории семей, то дети из неполных семей составили 10 %, из малообеспече ...

Производственный травматизм: анализ статистических данных по Новосибирской области
Временной промежуток анализа производственного травматизма по Новосибирской области: период 2000-2004 гг. Абсолютное число пострадавших по основным отраслям экономики в Новосибирской области представлено в таблице 1 [3,с.38]. В таблице ...

Сравнительные результаты репрезентации женщин и мужчин в учебной литературе по социологии и политологии
В ходе эмпирического исследования нами были проанализированы два учебника по социологии, два учебных пособия: по социологии управления и экономической социологии, и два учебника по политологии для студентов высшей школы. Мы ориентирова ...