Оппозиционные методологические стратегии в социологииСтраница 3
Однако существует иная, ненатуралистическая, версия объективно-предметного подхода к общественным явлениям и связана она с именем К.Маркса. Интерпретаторы теории К.Маркса, указывающие на ее преимущественно экономический характер, недостаточно внимания обращают на специфику используемой К.Марксом методологической стратегии, на ее социологический характер. Суть последней заключается в признании того, что главное — это не то, что и как люди (общество) думают, что осознают, а то, какова логика фактического поведения, предметно-практической деятельности людей (общества).
Именно объективная логика действий и предметно-практической деятельности преимущественно находится в поле зрения К.Маркса. Соответственно общество, понимаемое как социальная система, рассматривается как совокупность качественно различных объективных отношений (экономических, социальных, политических, нравственных, правовых, религиозных и др.). В марксистской методологии (в отличие от натуралистической) не отрицаются специфически субъективный характер человеческой деятельности и значимость сознания в общественной жизни. Более того, теорию К.Маркса можно рассматривать и как "определенную теорию сознания". Однако само сознание, как и другие общественные явления, анализируется здесь в рамках объективно-предметной методологии, посредством объективного метода, который давал Марксу одновременно и ключ к пониманию сознания как особого образования, позволял произвести ряд его расчленений и получить фундаментальные исходные представления о его природе, способе действия и дифференциации основных форм.
В другой, оппозиционной по отношению к объективно-предметной, методологии общественные явления (включая сознание) анализируются с субъективно-смысловой их стороны. Приоритет в этой (условно называемой "субъективно-ценностной") методологии отдается мотивам действия, ценностям общества (представлениям о плохом, хорошем, должном и т.д.). В основе такой методологии, которая к концу XIX века становится типичной для западной социологии, лежит известный тезис об особой роли сознания в человеческой деятельности, в жизни общества. При этом сам сознательный фактор, которому придавалось основополагающее значение, трактовался по-разному. Так, известный американский социолог польского происхождения Флориан Знанецкий особое значение придавал ценностным представлениям, необходимость учета которых при познании культурных (общественных) явлений заставляла социолога (в отличие от естествоиспытателя) пользоваться так называемым "гуманистическим коэффициентом". В своих размышлениях по поводу социологической методологии Ф.Знанецкий противопоставляет свою методологию методологии натуралистической, обращая внимание на то, что социолог имеет дело с иной, чем естествоиспытатель, реальностью. Методология, таким образом, имеет у Ф.Знанецкого онтологическое обоснование (объект иной, следовательно и метод должен отличаться. В соответствии с этим и предлагается "гуманистический" поправочный коэффициент).
У известного Питирима Сорокина необходимость учета принятых в обществе смыслов и значений обусловливает использование так называемого "логико-значащего метода". Признание Толкоттом Парсонсом значимости для социального действия принятых в обществе значений и разделяемых символов было основанием для того, чтобы называть парсонсовскую теорию "волюнтаристической".
Сравнение различных пар оппозиционных методологий ("микро-макро" и "субъективной-объективной") свидетельствует о том, что сочетание методологических подходов довольно многообразно. Так, "субъективистский" характер могут носить и макротеории (М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс и др.), и микротеории (символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология). Субъективизм ("субъективно-смысловой", "субъективно-ценностный" подход), противопоставляемый натурализму и позитивизму, образует определенное направление в западной социологии, которое называют "понимающей социологией". В американских учебниках методологию, используемую представителями данного направления, называют "интерпретативной". Уже во взглядах таких социологов, как Макс Вебер, Георг Зиммель, Джордж Кули, Уильям Томас и др., то есть в теориях конца XIX — начала XX века специфика понимающей социологии обозначилась достаточно определенно. И фактически до настоящего времени ее идеи так или иначе вдохновляют и увлекают многих представителей современной западной социологии, придающих этим идеям своеобразие и современное звучание.
Статьи по теме:
Возрастные аспекты суицидологии
Ежедневно более
1000 молодых людей пытаются совершить суицид. Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости, а если учесть самоубийство, замаскированные под другие виды насильственной смерти, то, возможно, и первой. ...
Роль семьи в становлении личности. Факторы, влияющие
на развитие личности.
Термин “развитие” указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействию окружающей среды.
Все живые организмы развиваются в ...
Формулировка проблемного поля и актуальность.
Изучение того, как живёт население страны, всегда являлось важной темой социальных научно-практических исследований. Результаты таких исследований интересны и власть предержащим, людям, которые способны повлиять на социально-экономическую ...